image

Даосизм и правила жизни Хань Сян-цзы

Даосизм и правила жизни Хань Сян-цзы

Даосизм – учение о едином законе Вселенной

Даосизм – одно из самых известных религиозно-философских учений Востока. Даосизм складывался на основе древних представлений о первоэлементах – земле, воде, дереве, огне и металле, а также о двух первоначалах – инь и ян. Все светлое, легкое и теплое в мире, а также мужское начало воплощает ян, тогда как темное, тяжелое и холодное, а также женское начало – инь. Именно в ходе взаимодействия и взаимопревращения инь и ян возникает Вселенная. Существует также энергия ци, пронизывающая все мироздание, правильное движение которой создает гармонию.

Основоположником даосизма считается Лао-цзы – «Старый ребенок», поведавший людям о том, что существует Дао. В западной традиции это слово часто переводится как «Путь», но это не совсем верно, поскольку смысл, скрытый в понятии Дао, намного сложнее. Пожалуй, более точно он будет передан фразой «Единый закон, управляющий Вселенной». Все в мире следует Дао, поэтому во Вселенной царит порядок и гармония. И поскольку человек является частью универсума, ему следует познать Дао в себе и жить в согласии с ним.

Все беды человека происходят из-за отклонения от пути природы, но тот, кто следует Дао, достигает гармонии и стремится к недеянию, отказывается от сопротивления и доверяет миру. И если человек искренне доверяется Дао, то Вселенная дает ему все необходимое для существования.


Даосы не считают необходимым исполнение ритуалов, которые лишь загромождают жизнь человека и отдаляют его от познания Дао. Богов они представляют как проявления Дао или персонифицированные образы природных стихий.

Даосизм, возникший в культуре Китая столетия назад, может многому научить современного человека, забывшего, что он – тоже часть Вселенной и их судьбы неразрывно связаны. Ведь поиск Дао помогает человеку познать себя и ощутить единство с миром, в котором он живет.

Правила жизни философа-даосиста Хань Сян-цзы

Китайский философ Хань Сян-цзы, один из Восьми бессмертных в даосском пантеоне. Хань Сян-цзы сложил некоторые правила жизни:

  1. Единственное, что человек делает всегда искренне – это заблуждается. Если одно заблуждение свойственно всему обществу и при этом помогает ему жить, то оно становится верой. А если вера теряет искренность, то это уже не заблуждение и соответственно не вера, а лицемерие и обман, которые могут только разлагать общество.
  2. Если ты задаёшь вопрос – значит ты уже знаешь половину ответа.
  3. Не обращай внимания на то, как к тебе относятся люди. Обращай внимание на то, как ты относишься к ним.
  4. Помогая ленивым людям, ты помогаешь им сесть на свою шею.
  5. Не прощая ошибку ты совершаешь ошибку сам.
  6. Прощая подлость ты помогаешь совершить другую. А глупость вообще не требует прощения. Она как ветер – не зависит ни от чего. Её надо принимать такую, как есть, и, защищаясь от её вреда, искать в ней пользу.
  7. Хочешь навести порядок во всём мире? Сначала приберись у себя дома.
  8. Доброта беззащитна. И поэтому существует.
  9. Хочешь быть как все – будешь никем.
  10. Если ты думаешь как все – ты уже ошибаешься. Все думают по-разному. Если ты думаешь за всех, ты опять ошибаешься. У каждого свои заботы. Думай по-своему и за себя, но помни – не думая о других, ты прежде всего не думаешь о себе.
  11. Все люди больше всего хотят узнать, чего они на самом деле хотят.
  12. Большинство дурных поступков человек совершает не потому, что они ему нравятся или приносят выгоду, а потому что ему кажется, что от него их ждут.
  13. Добросовестность вознаграждается, но деньги здесь ни причём.
  14. Цветок красив, пока не тронут.
  15. Человек может думать обо всём, но делать должен то, в чём он уверен.
  16. Как отличить сильного человека от слабого? Если недоволен жизнью сильный человек, то он предъявляет претензии к себе, а если слабый – то к людям вокруг.
  17. Легко служить идеям и богам. Это намного проще, чем служить живым людям.
  18. Всё острое со временем теряет остроту, и только тупость становится ещё тупее.
  19. Мудрость правителя следует оценивать не по тем великим свершениям, которыми ему довелось руководить, а по тем губительным ошибкам, которых ему удалось не допустить.
  20. Мудрый не тот, кто много размышляет о великом, а тот, кто мало думает о бесполезных и никчемных мелочах.
  21. И большой человек, и маленький человек могут одновременно идти к одной цели, но маленький человек – чтобы на ней остановиться, а большой – чтобы от неё идти дальше.
  22. Пока ты говоришь совсем не то, что думаешь, слушаешь совсем не то, во что веришь, и делаешь совсем не то, к чему расположен – то всё это время и живёшь совсем не ты.

(via)
comments powered by Disqus

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.