Влияние информационных технологий на здоровье подростков
Привлекательность компьютерного мира для подростков обусловлена: наличием «собственной территории», которую сложно контролировать взрослым; возможностью самостоятельно принимать решения. Обратная сторона длительного пребывания в виртуальных обстоятельствах — психологический инфантилизм с отсутствием ответственности за свои поступки, агрессивность или эмоциональная холодность, определенное сужение кругозора, риск асоциального поведения.
Главным источником неблагоприятного воздействия на здоровье пользователей персональных компьютеров (ПК) является монитор. Наряду с эргономичными параметрами: сниженный контраст изображения, зеркальные блики от экрана, мерцание изображения, опасность представляет электромагнитное излучение (ЭМИ). Наиболее вреден в этом плане монитор на электроннолучевой трубке. Но излучать электромагнитное поле (ЭМП) могут также системный блок, схемы управления и формирования информации на жидкокристаллических экранах и другие составляющие аппаратуры. О механизмах действия на организм ЭМИ известно немного. К его биологическому воздействию наиболее чувствительными системами организма является нервная, иммунная, эндокринная и половая. Повышенный риск развития заболеваний имеют подростки — лица, которые переживают период пубертата, активного роста, становления эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой и других систем. Особенно уязвимыми являются лица, которые уже имеют функциональные заболевания и хронично органическую патологию.
Длительное пребывание в мире виртуальной реальности в подростковом возрасте может стать причиной аддиктивного поведения (от англ. Аddiction — склонность, пагубная привычка), характеризующееся стремлением находиться за компьютером можно дольше и является проявлением социальной дезадаптации. Способствовать развитию зависимости могут дефекты воспитания в семье: гипоопика, эмоциональная нестабильность, излишняя требовательность родителей и т.д… Симптомы зависимости можно условно разделить на три группы: психические (чувство радости, эйфории при контакте с компьютером, раздражение или угнетение без него, отсутствие контроля за тем, эмоциональная неустойчивость и т.д.), социальные (возникновение проблем во взаимоотношениях с окружающими, экономические проблемы, связанные с затратами денег, пренебрежение личной гигиеной) духовные (потеря смысла жизни, духовное обнищание).
Длительное пребывание за компьютером, в том числе играя в игры, может быть предпосылкой нарушения питания. Это недостаточное, нерегулярное, несбалансированное питание, следствием которого является нарушение работы пищеварительного тракта (гастриты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хронические запоры), витаминная и минеральная недостаточность, или злоупотребления продуктами быстрого приготовления, фастфудом на фоне гиподинамии, что является предпосылкой избыточной массы тела, метаболических и эндокринных нарушений. У пользователей ПК чаще отмечаются заболевания желчного пузыря и печени, возникающие, очевидно, в связи с частым пребывания в вынужденной позе, при которой усиливается давление на желчные протоки и желчный пузырь, вызывает стаз.
Могут возникать половые нарушения, связанные с изменением регуляции со стороны нервной и нейроэндокринной систем. Многократное облучение ЭМП вызывает понижение активности гипофиза. Отмечено специфическое действие ЭМП на половую функцию женщин, развитие эмбриона, качество сперматогенеза, т.е. репродуктивную функцию молодежи.
Все больше информационных технологий и современных устройств призвано улучшить и облегчить жизнь детям и подросткам. Внедрение в широкое пользование мобильных телефонов, стационарных и портативных компьютеров, беспроводного интернета и других технологических новшеств требует досконального изучения их влияния на растущий организм и разработки эффективных и осуществляемых санитарно-гигиенических норм их использования. Необходимо проведение профилактических мероприятий по предупреждению технологических зависимостей у подростков. Они должны включать как широкое информирование населения о рисках бесконтрольного использования компьютера, сети интернет, мобильных телефонов, так и подготовку врачей по психологическим особенностям подросткового возраста и предоставление подросткам медикосоциальной помощи.
0 комментариев