image

Почему творческим личностям необходимо быть эксцентричными

Творческие личности славятся своей эксцентричностью. Нам станет несложно понять, почему так происходит, после того как мы рассмотрим привычки некоторых известных творческих людей.



Таких как Трумэн Капоте:
Я полностью горизонтальный автор. Я не могу думать до тех пор, пока я не лягу либо на кровать, либо на диван с чашкой кофе и сигаретой в руке. Я должен курить и потягивать кофе.

Или Фридрих Шиллер, как его описал товарищ по перу, поэт Стивен Спендер:
Когда Шиллер писал стихи, ему нравился исходящий из-под письменного стола запах гнилых яблок, который бил ему в нос. Уолтер де ла Мар рассказывал мне, что ему нужно курить во время работы. Оден пьёт большое количество чая. А моя пагубная привычка – это кофе и то, что я очень много курю, когда я пишу. Я редко курю при других обстоятельствах, но мне трудно представить себя без этого, если я пишу.
[Из журнала «Creativity» изд. ПЕ Вернон]

Или художник Морис Сендак:
Все мои изображения созданы под музыку. Очень часто я инстинктивно выбираю композитора и музыкальное направление, которое в течение дня будут вести меня в правильном направлении… Несколько лет назад моим любимым занятием было сидеть около проигрывателя так, как будто я был одержим, позволяя музыке автоматически, потоком сознания создавать своего рода изображения.
[Из сборника «Создатели в творчестве», изд. Фрэнк Бэррон, Альфонсо Монтуори, Антеа Бэррон]

Или Виктор Гюго:

Он отдавал всю свою одежду прислуге, предупреждая, чтобы ему не возвращали её до тех пор, пока он не закончит запланированную на день работу.

Или прозаик Орхан Памук:
Утром я взял за привычку прощаться с женой так, как будто я ухожу на работу. Я выходил из дома, проходил несколько кварталов, а затем возвращался обратно так, как человек, который пришёл на работу.

Многие люди отнеслись бы некоторым из этих примеров как к безобидной эксцентричности, а к некоторым – как началу безумия. Но если вы сами являетесь художником или творческой личностью, то вы можете найти что-то подобное и у себя. В течение пятнадцати лет, работая с творческими личностями и наблюдя за их привычками на близком расстоянии, я могу сказать, что они абсолютно нормальны и, как по мне, даже совершенны.

Если мы вспомним о том, что в даже будничной рутине должно присутствовать творчество, то такое поведение наполнится для нас смыслом. Запомните три качества, которые являются вершинами треугольника творчества:

  • Уникальность. Это должно быть что-то (или сочетание чего-то), что вы не будете соотносить ни с чем другим, иначе результат не будет таким ярким.
  • Эмоциональная сила. Это такая деятельность, при которой вы полностью погружены в творческий процесс.
  • Повторение. Чем чаще вы пользуетесь треугольником творчества и соотносите его с эмоциями, тем больше у вас возникает ассоциаций.


Когда присутствуют эти три элемента, треугольник воздействует на определённый уровень сознания, важный для творческой работы. В случае будничной рутины повторение наиболее значимо; но когда творчество приобретает необузданные причудливые формы, наиболее важным элементом становится уникальность.

Несомненно, Капоте курил и пил кофе и в других ситуация, но уникальное сочетание того, что он лежал + курил + потягивал кофе, ассоциировалось у него с процессом творчества до такой степени, что он даже не мог «думать» до тех пор, пока он не ляжет. И обратите внимание, что Спендер говорит о том, что он почти не курит, если только он не пишет.

Вероятнее всего, яблоки напоминали Шиллеру о его юности, когда он, безумно влюблённый, бродил осенью по фруктовому саду. Он не мог об этом знать, но сейчас неврологи говорят нам о том, что обонятельный нерв тесно связан с частью нашего мозга, отвечающей за хранение и извлечение воспоминаний, относящихся к эмоциям. Для Сендека сильные эмоциональные и творческие ассоциации содержатся в музыке.

Виктор Гюго давал описанные выше указания прислуге для того, чтобы предотвратить свои прогулки по коридору гостиницы. Таким образом он арестовывал себя в комнате и вынужден был работать. Но тот факт, что он был не единственным писателем, который работал голым, свидетельствует о том, что работа в чём мать родила часто становится неотъемлемой частью творческого процесса.

Но почему Памук «уходил на работу» каждое утро и только покружив по району, возвращался к своей двери? Он очень чётко объясняет то, как важно было для него отделить домашнюю жизнь от рабочей:

Я всегда думал, что место, где я сплю или место, где я живу со своей женой, должно быть отделено от места, где я пишу. Домашние традиции и нюансы домашнего быта тем или иным образом убивают творческую фантазию.

Везде, где только это было возможно, Памук находил себе место для работы вне дома. Но однажды он провёл вместе с женой семестр в США, потому что она там училась, и у него не было возможности работать где-либо ещё, как только в их крошечной комнате. Поход «из дома на работу» стал крайней мерой, своеобразной пародией на рабочие будни, которая заставляла его воображение и его самого вырваться, если не из квартиры, то из домашнего образа мышления.

И просто для того чтобы показать, что я нормален, как и все другие творческие личности, я расскажу вам, что эта статья была написана в моей обычной манере – сначала я заправился кофе, потом я ходил взад и вперёд по своему кабинету, говорил в диктофон, слушал музыку в стиле техно и размахивал деревянным самурайским мечом.

А вы?
До какой степени вы эксцентричны в своей работе?
А у вас много ритуалов и реквизита, которые кажутся окружающим странными, но которые очень важны для вашего творческого процесса?


(via)
comments powered by Disqus

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.