Как создаются психологические тесты?
Как инструмент изучения человеческой личности психологические тесты применялись еще в далеком XIX веке. И с того времени ученые постоянно изучали их эффективность, пытались выявить факторы влияющие на их точность.
Было установлено, что неточности в работе теста могут появляться в случаях, когда тест:
- неправильно составлен;
- неправильно стандартизован;
- неправильно использован.
Стремясь создать психологический тест, необходимо четко определить тот психологический (или психотерапевтический) параметр, который будет измеряться конструируемым тестом. Ни один тест несоздается на пустой экспериментальной базе, обычно его созданию предшествует долгая научная работа, связанная с исследованием тематического материала.
Задача, стоящая перед психологами – самым полным образом отобразить все стороны измеряемого свойства личности с помощью минимального количества заданий. И хотя последнее условие является одним из параметров, характеризующим эффективность теста, но это не значит, что тест, насчитывающий 500 вопросов, окажется неэффективным. При большом количестве измеряемых параметров личности, такое большое количество вопросов может быть максимально результативным.
Это касается в частности тестов на интеллект, а также других исследований, затрагивающих обширные психологические сферы. В этих случаях недоверие должны вызывать именно небольшие по объему тесты, содержащие, например, 100 вопросов и менее.
Кроме того, тест обязан соответствовать целевой аудитории. И от этого зависит степень сложности вопросов и язык, на котором составлен тест. Если данную методику тестирования предполагается использовать на другой языковой группе или в другой стране, то его необходимо доработать для применения в новых условиях.
К адаптации относится не только перевод заданий теста на другой язык, но и перестройка всех фраз нааналогичные выражения, свойственные менталитету изучаемой группы людей. В том числе с учетом религиозных верований целевой аудитории.
Также необходим учет «эффекта социальной желательности», когда человек стремится с помощью своих ответов выглядеть в наилучшем свете. Для этого многие тестовые методики укомплектовываются «шкалами лжи» и прочими защитами. Однако это не всегда эффективно: человек, встречая однообразные вопросы, также дает похожие ответы.
От такого недостатка защищены, так называемые проективные тесты. Их суть в том, что человеку предлагается дать интепретацию какому-либо объекту или идее. Это может быть рисунок, ситуация или что-то подобное. При этом испытуемый даже не подозревает какой аспект его психики подвергается изучению и, соответственно, не стремится защитить себя во что бы то ни стало.
Другим приемом защиты является объявление испытуемому цели теста, не соответствующей истинным намерениям исследователей. В этом случае человек может (отвечая на вопросы) стремиться показать себя наилучшим образом с одной стороны, но при этом выдать сведения о других своих качествах, которые на самом деле и измеряются данным тестом.
0 комментариев