Как я провел неделю в Стокгольме
Северный покой, столица викингов, шведский дизайн, «Карлсон, который живет на крыше», крона и запах свежего хлеба — это все Стокгольм. Холодная Скандинавия самом деле может быть теплой и приветливой.
Если бы с год назад кто-то сказал, что мой летний отпуск пройдет в Стокгольме, не поверил бы. Швеция всегда была в списке стран, которые я хотел посетить, где то в первой пятерке, но было два «но»: дорого и холодно. В конце концов, оба эти утверждения оказались не совсем правильными.
Львы — один из символов шведской короны. Этот зверь охраняет мост в Королевский дворец.
Терраса у Королевского дворца — не самое популярное место среди туристов. Совсем рядом — шведский парламент.
Транспорт на любой вкус, но не кошелек
Стокгольм — огромный город, часть из которого расположена на островах. Среди них — Гамла Стан (старый город с кривыми улочками и магазинами), Риддархольмен (рыцарский остров с красивой готической церковью), Юргортен, который еще называют музейным, а также живописный Кунгсхольмен, где расположена Ратуша и роскошный парк. Но все путешественники сначала попадают в северную часть города — Нормальм, именно там расположены главные вокзалы.
Путешествовать между островами можно на метро, красными городскими автобусами, трамваями и даже паромами — везде действует единый билет SL. Одноразовый в час обойдется в 36 крон, поэтому стоит подумать о 24-часовом за 115 крон или даже 72-часовом за 230. Ведь штрафы за проезд «зайцем» здесь — 1200 крон, а проверяют часто. Метро в Стокгольме — настоящее произведение искусства, ведь над его дизайном работало более сотни художников.
Источник фотографии foolpix.net
— Вы на правильной станции, — успокаивает меня улыбающийся швед. — Здесь пересекаются красная и зеленая линии, а синяя — она самая древняя и самая глубокая, поэтому идите прямо, а там спуститесь по лестнице и все найдете. Да, у нас запутанное метро, но красивое!
Сильно запутавшись в подземке, я выбрал альтернативный способ передвижения Стокгольма — пешком.
Одна из самых известных станций стокгольмского метро Radhuset (Ратуша) выглядит, как адская пещера. И она действительно вырублена в скале.
Шведская еда — ароматная выпечка и странные сочетания.
— Ты заметил, сколько здесь пекарен? — Спрашивает американка Мари, пока мы гуляем нетуристическим и немного богемным районом Стокгольма — Остермальм. — Шведы любят выпечку. Сколько у них видов хлеба… Обязательно попробуй традиционные булочки с начинкой. Это объедение! Но я, если честно, больше всего из местного люблю мясные шарики.
Найти традиционную кухню в Стокгольме довольно проблематично, ведь все заполонили дешевые восточные закусочные и немного дороже итальянские. Порция мясных шариков (в меню они указаны как meatballs или kottbullar) в традиционной подачи с картофелем и сладким ягодным соусом стоит чуть больше сотни крон — кебаб же можно купить и за 40. Готовят тефтели преимущественно из говядины, курицы или… лосося.
— Не поверишь, но полосатые мятные леденцы, которые ты, наверное, видел в американских рождественских фильмах, придумали именно в Швеции, — рассказывает учитель шведской школы Йоханнес. — А еще это классный сувенир и просто культовая вещь. Записывай: «полька грис».
С этими «польками» на палочках по Стокгольму гуляют чуть ли не все дети. Те, кто без мороженого, которое там тоже очень популярно. А в Гамла Стане даже есть лавочка, где можно понаблюдать за процессом создания мятных вкусностей ручной работы.
Дома теплых цветов весьма традиционные для шведской архитектуры. Эти — расположенные вблизи набережной на острове Кунгсхольмен всего в нескольких сотнях метров от городской Ратуши
Музеи поражают размахом.
Я не фанат музеев, но в Стокгольме зашел в два. Это музей Васа — старинный корабль, затонувший из-за слишком тяжелых орудий, с которыми Густав Васа собирался идти на поляков. Он огромный, как круизный лайнер. И Скансен — там можно весь день бродить среди домиков из разных уголков Швеции.
Музей Васа — это память о трагедии, а не прославление викингов, как мне казалось в начале. Вход в него стоит 130 крон. Можно добрых 2 часа рассматривать резные скульптуры и любоваться обшивкой, а затем дойти до витрин с костями погибших в кораблекрушения и наконец понять, почему в музее нет аниматоров в рогатых шлемах.
Всего в пяти минутах ходьбы от музея корабля на том же острове Юргортен раскинулся первый в мире музей под открытым небом — Скансен. Это десятки домиков с жителями, которые живут в других эпохах и радостно расскажут о своем жилье. Разговорился с девушкой — хозяйкой сельского клуба. Она похвасталась мне ретрокинопроектором.
— Мы даже кино крутим несколько раз в год. Вот смотрите, какая старая пленка. Хотелось бы чаще его запускать, но у нас только один специалист, который способен разобраться в этом высокотехнологичном оборудовании. А вы откуда к нам приехали? Из России? У нас часто бывают гости из России… И к счастью, у нас есть путеводители на вашем языке.
А теперь самое интересное — для лиц, не достигших 18 лет, вход во все музеи — бесплатный! Для студентов скидки, и довольно существенные.
Местные говорят: «Сколько ни путешествуй по Стокгольму, все равно выйдешь к воде ...»
Хостел — шумные французы и пьяные голландцы.
Найти хостел оказалось едва ли не самое сложное, со всей подготовкой к путешествию. Здесь главное выбрать что-то не слишком отдаленное от центра. Я поселился на Кунгсхольмен в дешевом хостеле — 140 крон за ночь. Получил верхнюю кровать, 13 сосудов, которые менялись чуть ли не ежедневно, а еще чистую постель, бесплатные чай-кофе, Wi-Fi и довольно приличный санузел в нескольких метрах от комнаты.
— Мы путешествуем по Европе по железной дороге. Для студентов это очень выгодно, — показывает план путешествия соседка по комнате француженка Мишель. — Дальше планируем ехать в Норвегию, а затем хотели бы в Финляндию, но получается большой крюк по железной дороге, поэтому не знаю, как поступим.
На ее карте — десятки обозначенных крестиком городов, где она уже была с друзьями. Ведь европейский железнодорожный билет позволяет путешествовать 26 странами в течение двух месяцев.
После французов в нашу общажную комнату заселяются пять веселых голландцев с ящиком пива и шестью литрами водки. Когда слышат, что я из России, задумчиво переглядываются и предлагают вместе выпить. Откинув подробности, идем дальше.
Цены на сувениры на улице Дроттнинггатан ниже, чем в Старом городе, а пешком добраться туда можно за пять минут.
Разница в ментальности.
— Что в Швеции тебя удивило больше всего? — Спрашивает Йоханнес за день до моего отъезда.
Швеция вообще удивительная, как здесь можно выбрать что-то одно? Но есть одно очень шведское явление.
— Папы, которые гуляют с детьми, — отвечаю. — В России дети почти всегда с мамами. Мамочки гуляют в парках с колясками, а у вас в основном папы или вся семья сразу. Это так мило… А еще у вашего парламента можно спокойно посидеть на лавочке, и никто слова не скажет. Никаких высоких стен, даже больше — позволяют заглядывать в королевский дворец.
Именно в такой гостиной шведские монархи принимают гостей. Это один из немногих современных залов, который открыт для осмотра в Королевском дворце.
0 комментариев